Центр гражданского образования и прав человека предлагает педагогам следующие просветительские программы.
Презентационный семинар «Преподавание прав человека в школе» (4 часа). Презентационные семинары проводились в 1998-2005 гг. для учителей истории, обществознания и права в Перми, Краснокамске, Кунгуре, Губахе, Чернушке и других городах. Цель презентационных семинаров – познакомить учителей с неизвестным им курсом и подходами к его преподаванию, обозначить возможное место курса среди школьных образовательных программ, пробудить желание участников семинара вести предложенный курс в своих школах. Всего проведено более 20 таких семинаров. Курс «Права человека: теория и методика преподавания в школе» (72 часа; выездной вариант - 36 часов). Базовый курс «Права человека: теория и методика преподавания в школе» проводится с 1999 г. для учителей истории, обществознания и права. Цель курса: познакомить учителей с либеральными теориями прав человека и методиками преподавания курса, отработать методы практического обучения правам человека. В г.Перми такой курс проводится ежегодно. Кроме того, курсы проведены для учителей Чайковского, Соликамска, Березников, Осы, Кунгура, Суксуна, Октябрьского, Кишерти, Чусового, Чердыни, Частых, Сивы, Горнозаводска, Кудымкара, Кирова, Екатеринбурга. С 2002 г. ежегодно организуются 36-часовые курсы «продвинутого» уровня - для прошедших базовый курс. Они проводились трижды для пермских учителей и трижды для учителей Пермской области.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ: Программа курса
Курс «Уроки прав человека в начальной школе: вопросы теории и методики преподавания» (24 часа). Цель курса: подготовить учителей начальной школы к преподаванию уроков прав человека.
УРОКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ: Программа курса
Курс «Обеспечение прав человека в деятельности социального педагога» (72 часа). Курс проводится ежегодно с 2000 г. для социальных педагогов г.Перми, а с 2003 г. и Пермской области. Цель курса: Сформировать представления социальных педагогов о правах человека, рассмотреть типичные нарушения прав человека в школе и способы защиты прав человека в деятельности социального педагога.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: Программа курса
В 2003-2004 гг. мы предприняли первые практические шаги по интеграции проблематики прав человека в необществоведческие дисциплины. Подготовлены методические разработки занятий и изданы методические пособия по гражданскому образованию и обучению правам человека на уроках английского языка, географии, информатики и литературы. В этой работе нам помогали учителя-предметники пермских школ. В 2005-2006 уч.г. мы работаем над методическим пособием по обучению правам человека на уроках истории. Помимо подготовки кадров для непосредственного обучения школьников правам человека, ведется работа по формированию в педагогической среде представлений о стандартах обеспечения прав человека в деятельности образовательного учреждения, о правовом образовательном пространстве. Используются следующие формы работы.
Проблемно-целевой семинар «Обеспечение прав человека, прав ребенка в образовательном учреждении» (4 часа). Проблемно-целевые семинары проводятся с 2002 г. для педагогических коллективов ОУ. Проблемно-целевой семинар предполагает участие не менее третьей части педагогического коллектива образовательного учреждения. Задачи семинара: сформировать представления педагогических работников о типичных нарушениях прав человека в школе и возможностях обеспечения прав ребенка в деятельности образовательного учреждения, а также о перспективах выстраивания правового пространства в конкретном образовательном учреждении. За последние 4 года проблемно-целевые семинары проведены более, чем в 30 ОУ г.Перми и Пермской области.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: Программа семинара
Курс «Участники образовательного процесса в правовом пространстве школы: права, обязанности, ответственность» (36 часов). Цель курса: формирование у руководителей ОУ знаний и умений в сфере прав человека, адекватных современному правовому образовательному пространству.
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ: ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Программа курса
Курс «Формирование основ толерантного поведения в школе» (24 часа). Курс проводится с 2004 г. для педагогов г.Перми и Пермской области. Цель курса: Сформировать теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений. Сформировать теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ: Программа курса
Дополнительно
Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Изд.-е 4-е. Пермь, 2008. - 312 с.
Права человека: Дидактический материал (9-11 классы). Пермь, 2000. - 64 с.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ: Программа курса