Медиа-курс "История репрессий в СССР"

Скачать Медиа-курс "История репрессий в СССР" (Объем 514 мегабайт)

Большой террор: мультимедийное методическое пособие

 

Представленное на диске мультимедийное методическое пособие для учителей «Большой террор» нацелено на создание условий для масштабного, системного и целенаправленного информирования школьников о истории Большого террора.

К созданию пособия нас подтолкнуло то, что сегодня происходит отчасти сознательное, отчасти неосознанное стирании ужасов Большого террора в народной памяти, микширование связи политических репрессий в сталинское время с нарушениями прав человека и правовым произволом. Неосмысленное прошлое формировало и будет формировать привычку к управляемому правосудию, к имитации демократического процесса, к умалению ценности человеческой жизни, к преклонению перед представителями власти, к интеллектуальному конформизму и т.п.

            Между тем, изучение Большого террора в школе на основе действующих образовательных программ при использовании большинства существующих учебных и методических пособий вряд ли может дать учащимся более-менее адекватное представление об этом сложном явлении. Все это привело нас к выводу о необходимости предпринять усилия по повышению эффективности преподавания истории Большого террора в школе.

            Предполагается, что для выполнения этой задачи наиболее доступными и действенными инструментами в рамках предлагаемого проекта могут стать применение активных и интерактивных методик обучения с использованием современных мультимедийных средств представления информации.

В результате были разработаны учебные занятия по изучению истории Большого террора, основанные на применении современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Методические разработки можно использовать в разных вариантах. Во-первых, имеются методические разработки уроков по теме «Большой террор» в рамках курса «Отечественная история» в 9 и 11 классах. Во-вторых, имеются методические разработки цикла уроков для проведения спецкурса «Большой террор» в 11 классе (12 часов). Те же разработки можно использовать для проведения занятий в рамках курса «Отечественная история» в 11 классе (если спецкурс не ведется).

Предлагаем вариант тематического планирования, включающего подготовленные уроки.

 

Тема

Кол-во часов

Истоки Большого террора

2

Советское общество 1930-х гг.: мифы и реальность

1

Конституция СССР 1936 г.: гарантии прав и свобод?

1

Формирование образа врага в конце 1930-х гг.

1

Показательные политические процессы (1936-1938 гг.) и их значение

1

Массовые репрессивные операции НКВД

2

ГУЛАГ и Большой террор

1

Дети – жертвы Большого террора

2

Повседневность эпохи Большого террора

1

 

            Учитель, естественно, может компоновать материал по своему усмотрению, добавлять или исключать тот или иной материал. Кроме того, на диске представлены раздаточные материалы, которые учитель может выдавать учащимся на уроке, теоретические материалы и мультимедийные презентации уроков.

 

Разработчиками представленных на диске материалов являются методисты Центра гражданского образования и прав человека г.Перми и сотрудники Пермского государственного педагогического университета.

Проект выполнен совместно при содействии Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» и пермского краевого отделения общества «Мемориал».

Руководитель проекта: Андрей Борисович Суслов, д.и.н.

Исполнительный редактор: Дмитрий Николаевич Жадаев.

Авторы-составители: Сергей Дианов, к.и.н., Дмитрий Жадаев, Любовь Кычанова, Лариса Камакаева, Дмитрий Поносов, Ирина Сирина, Андрей Суслов, д.и.н.

Иллюстративный материал подготовлен на базе архива Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного общественно-политического архива Пермской области, мультимедийной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», сайтов «Давно.ру», Агентства «Фотосоюз», печатных изданий (Год ужаса. Рига, 1942; Керсновская Е. Наскальная живопись. М., 2003, Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города. СПб., 1999; Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». М., 1998; Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992), документальных и художественных фильмов («Новая Москва», реж.: А.Медведев; «Девушка с характером», реж.: К.Юдин; «Светлый путь», реж. Г.Александров; «Холодное лето 53-го», реж. А. Прошкин).

Центр гражданского образования и прав человека, 2003 - 2015

По решению Минюста РФ Центр гражданского образования является организацией, выполняющей функции иностранного агента. Мы с этим решением несогласны и будем отстаивать свою позицию в судах.

Яндекс.Метрика